Рынок спутниковых технологий растет. Как сформировать его без глобальных ошибок.

13 октября 2011 г.

Об актуальности внедрений спутниковых технологий в реальный сектор экономики и сложившейся ситуации на рынке навигационно-телематических услуг говорит президент группы компаний «Навигатор» Александр Николаевич Сёмкин в интервью журнала «Российский космос» (октябрь №10(70)'2011).

- Александр Николаевич, по вашей оценке, в каких отраслях сегодня отмечается наибольшее проникновение спутниковых технологий?

- Спектр применений спутниковых технологий - огромный. Если исходить из той статистики, которой обладает наша компания, то наиболее масштабные проекты за внебюджетные средства (внедрения на несколько тысяч единиц транспорта) отмечаются в нефтедобывающей отрасли и сельском хозяйстве. Продиктовано это платежеспособностью предприятий и пониманием экономической целесообразности, когда экономия средств после внедрения на содержание автопарков доходит до 30 процентов. В денежном выражении это составляет десятки и сотни тысяч рублей.

- Какой тип заказчика вы считаете наиболее перспективным для игроков рынка в ближайшие годы? На кого из них вы намерены ориентироваться?

- У каждого игрока есть своя стратегия, своя рыночная ниша. Наиболее интересным для себя считаем крупного корпоративного заказчика и организации, относящиеся к среднему и малому бизнесу. Во-первых, это платежеспособные субъекты экономики, прозрачность отношений с которыми позволяет минимизировать в финансовом портфеле компании дебиторскую задолженность. Во-вторых, это менее коррумпированная среда и потому более конкурентоспособная. Здесь на первый план выходят не договоренности и лоббирование интересов отдельных игроков рынка, а реальные технические преимущества решений, разработанных с использованием спутниковых технологий.

- Сегодня многие компании озабочены ситуацией, связанной с возможностью монополизации рынка навигационно-телематических услуг. По мнению ряда экспертов, наделение федерального сетевого оператора безграничными полномочиями может уничтожить здоровую конкуренцию…

- Такие опасения действительно существуют. Лидеры отрасли неоднозначно воспринимают эту ситуацию. С одной стороны, все серьезные игроки понимают, что уже давно пришло время для выстраивания цивилизованных, регламентированных понятным и прозрачным законодательством общих правил игры, и что здесь не обойтись без участия государства. С другой стороны, есть опасения, что наделение одного из участников рынка слишком большими полномочиями может негативно сказаться на развитие отрасли в целом.

На мой взгляд, структура, наделенная государством такими полномочиями, должна максимально способствовать развитию рынка, выступать его регулятором с формированием общих стандартов и созданием законодательных барьеров для недобросовестных игроков. Перекос в сторону зарабатывания денег с проявлением признаков монополизма может увести структуру от этих функций и автоматически как минимум затормозить развитие рынка, а то и просто отбросить его назад. Не думаю, что такая перспектива интересна представителям бизнеса и государству, заинтересованному в экспансии технологий ГЛОНАСС на мировой рынок. Рыночным проводником передовых спутниковых технологий, на мой взгляд, должны все же являться представители бизнеса, которые более мобильны, более заточены под работу с каждым заказчиком.

- Как вы оцениваете перспективы развития отрасли навигационно-телематических услуг?

- Начиная с 2007 года, рынок систем спутникового мониторинга показывает хорошую динамику роста, увеличиваясь ежегодно на треть. По прогнозам экспертов к 2015 году он составит порядка 120 миллиардов рублей. К сравнению, в прошлом году эта цифра была в пределах 7,5 миллиардов. Главное, чтобы при формировании рынка максимально учитывались интересы как государства, так представителей бизнеса и потребителей услуг.

Вячеслав Маланичев